Молодость и мудрость
В Год педагога и наставника «НГ» рассказывает о людях, выбравших педагогику делом своей жизни. Сегодня наша статья о преподавателе Бузулукского лесхоз-техникума Наталье Александровне Фроловой.
Судьба или нет?
Наташа Юркова (девичья фамилия) хотела быть учителем с детства, в альбоме рисовала себя у школьной доски. Училась в 9-м профильном педагогическом классе, но педколледж прекратил эту программу – это знак, что не стоит туда идти, решила девушка. Разочарование было сильным: «Тогда пойду на техническую специальность!» – и подала документы в колледж промышленности и транспорта. Но фамилия абитуриентки пропала из списков поступивших – точный знак отрицания. В итоге судьба указала на лесхоз-техникум, отделение «Лесное и лесопарковое хозяйство». Изучала сложные темы ведения посадок леса и его вырубки, училась на «отлично». После выпуска в 2013-м начала работать в ГКУ «Бузулукское лесничество».
– Меня поставили на должность инженера, потому что я училась в Самарской государственной сельскохозяйственной академии (сейчас СамГАУ) по той же специальности, что и в техникуме, – вспоминает Наталья. – Я была одна-единственная женщина в мужском коллективе, и очень благодарна за чуткое и заботливое отношение. Мужчины искренние и честные, скажут всё как есть. Они меня жалели, все замеры делали сами, почти освободили от тяжёлых работ. Вспоминаю лесничество по-доброму. Я большей частью отвечала за документацию и правильное оформление нужных бумаг. Работа меня закалила, я поняла серьёзность трудовых будней, степень ответственности. Ошибки в отчётах недопустимы, от них просто так не отмахнуться, можно получить огромные штрафы. Контроль министерства постоянный, так что не расслабишься, но зато правильно выполненная задача дарила чувство нужности и уверенности в себе.
И всё же стала педагогом
Два года в лесничестве не прекращалась связь с родным техникумом: Старательную студентку и инженера педагоги не забывали, так как студенты ездили на практику, общение продолжалось. Заметили в ней и педагогическую «жилку», завуч Лидия Анатольевна Бузаева так и сказала, что её ждали, потому и позвали Наталью в свою учительскую семью. Тут и вспомнилось детское желание учить, объяснять, делиться знаниями. Немного раздумий – и кардинально сменила род деятельности. Молодому педагогу дали часы на «своём» отделении, тем более и работа была по этому направлению.
– Когда я выпускалась, бывший директор техникума Владимир Лукьянович Собчук рекомендовал обязательно поработать на производстве, и я понимаю, как он был прав, – говорит Наталья. – Не теория, а практика показывает нужность профессии, поэтому я сейчас на учебных парах уверенно говорю о предмете, потому что знаю о нём не понаслышке. Директор Александр Иванович Саблин даже хотел сразу же дать кураторство группы, но завуч заступилась, отстояла моё право пока только вникать в методику преподавания предмета.
Молодой педагог. Каково это?
– Переживала перед первыми парами не из-за своей неподготовленности, – продолжает Наталья, – а из-за того, что думала – не будут воспринимать меня всерьёз в качестве педагога, ведь я же была так молода, некоторые студенты были мне почти ровесниками, всего два года разницы. Думала, что не поймут меня, не смогу донести знания, которые у меня есть, ведь это так важно не только иметь опыт, но и уметь им поделиться со студентами. Когда мне через год дали классное руководство, опасений было ещё больше: как студенты отнесутся ко мне? До сих пор помню свою первую группу, они учились на МЧС-ников. Я им благодарна за их доброе отношение, они были моим вдохновением. Мы участвовали во всех возможных конкурсах, делах, мероприятиях – везде и всюду. Ездили в Оренбург сражаться за звание «Лучший классный руководитель» и «Лучшая группа», заняли третье место по области. Они и их родители и сейчас при встрече со мной подходят, обнимают, интересуются делами. Я думала, что моя молодость отталкивает студентов, ведь они, наверное, ждут встречи с возрастом и мудростью, но оказалось, что, наоборот, я им близка, потому что нахожусь на их волне. Нам проще находить общий язык, мне понятны их темы, юмор и шутки.
Не знаешь – спрашивай
Поддержку и методическую помощь «новенькому» педагогу оказали те преподаватели, которые хорошо помнили Наташу Юркову. Коллектив тогда, в 2015 году, был небольшой, и каждый готов был помочь советом. Валентина Кузьминична Канцер, Наталья Николаевна Буцких, Владимир Иванович Иванчиков, Татьяна Владимировна Зыкова – к кому ни подойдёшь, они откладывали многочисленные дела, бумаги и с готовностью выслушивали, подсказывали пути решения каких-то проблем. Приходили на пары, слушали, как Наталья Александровна ведёт занятие, и говорили, что всё у неё получается. Получить одобрение от строгих и требовательных преподавателей с огромным стажем даёт ощущение крыльев за спиной и уверенность – я всё смогу.
Трудности
и их решения
«Бой» со смартфонами и гаджетами педагоги ведут постоянно, ведь иначе все – и школьники, и студенты – уткнутся в экраны, ничего не увидят и не услышат вокруг. Наталья Александровна решает эту проблему чаще всего с юмором.
– Я им говорю: «Я всё понимаю, у вас там жизненно важные дела и заботы, но давайте отложим их», – делится преподаватель. – Не кричу, не ругаю, потому что понимаю: из чувства противоречия студенты будут поступать назло. И ещё мы с коллегами поняли известную истину – нужно увлечь ребят настолько, чтобы им было захватывающе интересно и не было времени на телефон. Читаю лекцию – обязательно спрошу её усвоение, а если её не пишут, то чем может помочь «интернет-специалист»? Шучу, что на экзаменах отыграюсь по полной программе.
Наталья Александровна не оставляет без внимания тех, кто выбивается своим отрицательным поведением, она считает, что это у ребят такой способ привлечь к себе внимание. И педагог подходит и обращается к ним чаще, и этот приём работает. Всё идеальным быть не может. Плюс для педагога в том, что это всё-таки не школа, здесь обучаются более взрослые «дети».
Отчёты
и зачёты
Педагогическая стезя – это постоянная, почти круглосуточная загруженность. Пары, подготовка к завтрашнему дню, беседы со студентами и родителями, проведение классных часов и мероприятий, повышение уровня мастерства, общение с коллегами – и неиссякаемые моря-океаны отчётности. Так получается, что педагогам – всем, не только Фроловой – недостаточно времени для непосредственной работы со студентами, бумажная волокита мучает и не заканчивается вместе со звонком. Впереди ещё личные «зачёты», которые нужно сдавать ежедневно.
– Я занимаюсь отчётами ночью, – с улыбкой ответила Наталья на вопрос, когда же успевает она готовиться к парам и делает отчётную работу. – Заканчиваю домашние дела, поговорю с мужем, уложу сынишку спать, сажусь за рабочий стол – и вперёд, на отчёты! Их количество буквально «убивает»: сколько сделала – столько по количеству и бумаг заполнять, а то и больше.
Молодо,
но не зелено
Наталье Александровне Фроловой в этом месяце исполнится 30 лет, но она, честное слово, на этот возраст не выглядит, её можно и со студентками спутать.
– Я горжусь тем, что мне удаётся соблюдать дистанцию между мной и студентами, нет панибратства, – признаётся она. – Они понимают, что я отношусь по-дружески к ним, но со мной нельзя вести себя как с товарищем по играм.
Помню очень многих студентов, но больше всего врезаются в память дипломники, с которыми взаимодействуешь очень плотно. Ты настолько прикипаешь к ним, что их имена и фамилии становятся родными, ведь мы проживаем вместе маленькую жизнь. Когда идёт защита дипломов, а я ещё и председатель ПЦК (предметно-цикловой комиссии), испытываю такое волнение за своих дипломников. С одним студентом средней успеваемости мы сумели настолько хорошо подготовиться к защите, что члены комиссии были в удивлении и похвалили за старание, поставив оценку «хорошо». А в этого парня никто не верил, так что для меня его дипломная работа стала ярким опытом – непросто внушить слабому ученику уверенность в знаниях, дать возможность раскрыть потенциал, чтобы он поверил в себя. Практика доказывает, что все студенты умны, и когда они побеждают лень, результаты потрясают.
Я люблю
свою работу
Контакт у молодого педагога с аудиторией налажен, выпускники рассказывают о ней первокурсникам, и те с нетерпением ждут встречи с Натальей Александровной.
– Иногда думаю: «Всё, это предел, я больше не могу так работать!», но всё-таки педагогика - это моё призвание, – уверена она. – Мне очень нравится общение с молодёжью. Вдохновляет то, что идёшь к студентам и понимаешь – ты им нужна. Кто-то спрашивает, зачем мне это, с ними же сложно. Но я уяснила для себя: я с ними всегда молода душой, это всегда интересно, ново, нестандартно, я нахожусь в тонусе, в движении. Вижу, как меняются они, чувствую, как расту я. Все изменения мира обязательно отражаются через их призму. Каждому нужно участие и забота, тут мне пригождается всё – психология, педагогика, родительские навыки, понимание любовных перипетий. Отложить проблемы не получится, их нужно решать здесь и сейчас.
… О Наталье Александровне Фроловой можно сказать так: в ней сочетаются молодость и мудрость, и это уравновешенное сочетание привлекает к себе чистотой помыслов и желанием быть настоящим педагогом. Пусть молодые учителя и преподаватели, такие как наша собеседница, приходят в школы и колледжи, их очень ждут школьники и студенты.
Ольга Драчёва